Разновидности пигментов
Белые пигменты для неводных составов называются белилами.
Цинковые белила (окись цинка) представляют собой особый тонкий порошок белого цвета, удельного веса 5,61. Объемный вес 0,6—0,9, т. е. 1 литр сухих цинков весит —600—900 граммов.
Цинковые белила не изменяют своего цвета от действия света, щелочей и сероводорода, растворяются без шипения в 10% азотной или соляной кислоте, сильное шипение указывает на примесь мела, снижающего качество белил.
Хранить сухие цинковые белила надо в закрытых сосудах, так как от действия углекислоты, воды и воздуха они переходят частично в углекислый цинк кристаллического строения и становятся менее укрывистыми.
В продаже цинковые белила делятся по сортам № 2, № 1, № 0, № 00, которые отличаются наличием в белилах наполнителя,— тяжелого шпата. Продают обычно белила уже тертые на олифе.
Литопон. — Литопонные белила одни из самых распространенных белил.
Литопон — продукт сложный заводской обработки сернистого цинка и сернокислого бария. Большим количеством сернистого цинка определяется лучшее качество литопона. Удовлетворительные литопонные белила содержат около 30% сернистого цинка. Невзирая на сложность выработки, ввиду дешевизны сырья, литопонные белила дешевы, но страдают рядом существенных недостатков:
На свету сереют и даже чернеют вследствие недостаточного удаления при фабрикации хлора (хлористого цинка).
В темноте восстанавливают белизну, но желтеют.
Нестойки к атмосферным влияниям и в частности к сырости.
Их нельзя смешивать с пигментом свинцового или медного происхождения.
Отличить литопон от других белил можно воздействием на него раствором соляной кислоты, в результате чего выделяется сероводород (запах тухлых яиц).
Литопон целесообразно применять для подготовительных операций при покрытии цинковыми белилами. 1 литр сухих литопонных белил весит 900—1500 г.
Титановые белила. Чистые титановые белила по своему составу представляют белый, тонкий порошок, обладающий большой кроющей силой, стойки к атмосферным влияниям, действию кислот и сероводороду, не ядовиты. Обычно титановые белила содержат добавки наполнителя: окись цинка или сернокислый барий. Титановые белила в соединении с другими пигментами способствуют их выцветанию на солнце.
Черные пигменты. Сажа – продукт неполного сгорания минеральных масел или газа при недостатке воздуха, когда образуется коптящее пламя. Сажа, полученная от сгорания минеральных масел и, недостаточно обработанная, часто содержит в себе примеси этого масла, препятствующие высыханию краски, изготовленной на олифе.
Определение качества сухой сажи производится 10% раствором каустической соды, — облитая проба не должна окрашивать раствор в коричневый цвет.
Сажа очень легкий пигмент: 1 литр сухой лучшей сажи весит 0,06 кг. Она очень укрывиста, обладает большой способностью окрашивать в свой цвет другие пигменты. Сажа идет в масляные составы, для водных составов применяют черни и пиролюзит.
Черни – продукт неполного сгорания, при недостатке воздуха, органических веществ костей, пробки, виноградных жмых и даже торфа.
Пиролюзит — природная черная марганцевая руда, обладающая, в отличие от сажи, способностью ускорять высыхание олифы, поэтому пиролюзит имеет применение и в масляных составах.
Сажу от черней и пиролюзита легко отличить по весу и на ощупь: сажа на ощупь бархатиста, мелка и как бы жирна, черни же и пиролюзит — сухи и колки.
Графит. Под этим определением понимается группа минералов, являющихся разновидностью углерода, цвета от серебристо-серого до черного с блеском; характерной особенностью его является исключительная непрозрачность и чешуйчатое строение. Графит на ощупь жирен, в куске колется в одном направлении, мягок – пишет по бумаге, а отсюда и его название (графо – по-гречески – пишу).
Встречается графит в природе внутри земной коры, в виде жил, отдельных скоплений и пр. У нас в России залежи графита многочисленны, особенно известно Алиберовское месторождение по притоку реки Енисея — реке Курейке, на Урале.
Получается графит также искусственно при сухой перегонке каменного угля, так называемый «ретортный». Графит в позолотном деле применяется как добавка в полимент и в краску под серебрение.
Желтые п и г м е и т ы. Охра — исключительно распространенный пигмент в различного вида отделочных работах ввиду ее повсеместного распространения и легкости добычи. Это различные глины, окрашенные окислами железа. Цвет охр бывает бледно- желтый, золотисто-желтый и даже коричневый. В охре, как земляном пигменте, могут быть примеси гипса, мела, окислов марганца и органических веществ. Хорошая природная охра легко растирается и красит довольно прочно пальцы. Будучи накалена на огне, она краснеет и получает название черляди.
Охра очень прочный пигмент, светостойкий, щелочестойкий, обладает хорошей кроющей силой, в воде совершенно не растворяется. Объемный вес 0,6—0,8.
Обработка добытой породы сводится к помолу и отмучиванию.
Красочной промышленностью вырабатываются искусственные охры, превосходящие по окраске самые лучшие сорта природных охр. Этот пигмент носит название — марс. Марсы по цвету могут быть желтые, оранжевые, красные, коричневые и фиолетовые. Марс — пигмент очень прочный во всех отношениях, но с маслом мало укрывист.
Крон ж е л т ы й свинцовый получается в результате обработки растворов свинцовых солей растворами хромпика и, в зависимости от способа обработки, дает богатую гамму желтых тонов от светло-лимонных до оранжевых. Пигменты эти, — как и все свинцовые пигменты, нестойки к сернистым влияниям, особенно кроны светлых тонов; некоторые виды его несветостойки, на свету зеленеют. Свинцовый крон стоек к атмосферным влияниям, частично растворяется в щелочах, образуя красный осадок, переходящий затем в зеленоватый. Свинцовые кроны ускоряют пленко-образование (высыхание) олифы.
Свинцовый крон – тяжелый пигмент.
Ц и н к о в ы й к р о н – в отличие от свинцового – пигмент легкий, получается в результате обработки углекислого цинка хромовой кислоты. В зависимости от способов изготовления оттенки цинкового крона различны, наиболее ценным считается чистый лимонно-желтый. От сернистых влияний цинковый крон не чернеет, обладает хорошей кроющей силой, но нестоек к атмосферным влияниям.
Позолотчики часто применяют крон в подстилочный слой под позолоту. Как видно из свойств того или другого крона, рекомендовать их для этого нельзя; целесообразной подсветкой будет охра золотистая, как наиболее стойкий пигмент. Если цвет охры не удовлетворяет мастера, то может быть рекомендована так называемая ж е л т а я с т р о н ц и а н о в а я. Пигмент этот лимонно-желтого цвета более яркого красивого оттенка, чем крон цинковый и более стойкий, чем любой крон.
В настоящее время лакокрасочной промышленностью освоено изготовление очень красивого желтого пигмента различных оттенков, включая оранжевый и красный, так называемого к а д м и я.
Отличить кадмий от других схожих с ним пигментов можно нагреванием его в 10% растворе соляной кислоты, в результате чего происходит обесцвечивание пигмента и выделение газов сероводорода и селенистого водорода; последний имеет запах горькой редьки.
Кадмий менее пригоден в водных растворах, а поэтому его не следует рекомендовать для вышпаровки фона позолоченных гипсовых лепных украшений.
К р а с н ы е п и г м е н т ы. Сурики, как и кроны имеют два вида:
С у р и к с в и н ц о в ы й и С у р и к ж е л е з н ы й. Если крон цинковый можно получить прокаливанием свинцовых белил и происхождение его, если верить древним историкам (Плинию), обязано пожару Афинского Пирея, когда под действием огня свинцовые белила обратились в красную краску. Обладая всеми недостатками свинцовых пигментов (ядовитость, почернение от сернистых влияний и т.д.), сурик, кроме того, бледнеет на воздухе, при соприкосновении с органическими веществами, а также теряет красочную силу от тщательного растирания, при длительном хранении стертый на масле твердееет, отдавая часть кислорода олифе. Заготовлять тертый на олифе сурик «впрок» нельзя.
В настоящее время свинцовый сурик встречается чаще свинцовых белил, что позволяет его рекомендовать для первых грунтовок в жестких атмосферных условиях при позолоте по металлу, имея ввиду его свойство’ предохранять железо от ржавления (антикоррозийность). Цвет свинцового сурика—оранжевый (апельсиновый).
Сурик железный — тонко молотая железная руда, где окиси железа находится до 95%. Железный сурик — прочный пигмент, хорошо кроющий и достаточно интенсивный, так же как и свинцовый, но в меньшей степени, обладает способностью предохранять железо от ржавления.
Цвет железного сурика тёмно-красный (кирпичный). Часто в продаже встречается искусственный железный сурик, как побочный продукт в серно-кислотном производстве, в этом сурике имеются остатки серной кислоты, разъедающие железо.
Существует очень много как естественных, так и искусственных пигментов железного происхождения, где основной частью являются окись железа и те или иные добавки (сернокислый кальций, окись алюминия). В зависимости от рода добавок, их количества и способа обработки, пигменты эти имеют цвет от светло-розовых до темно-фиолетовых и носят название мумии, английская красная, венецианская красная, красный марс, индийская красная, капут- мортуум, кровавик и т. д. Все они не особенно ярки, но достаточно прочны.
Из дорогих декоративных пигментов большой распространенностью пользуется крапп-лак — пигмент вишнево-красного цвета, очень интенсивный; ничтожные добавки его окрашивают белила в красивый розовый цвет.
Ранее крапп -лак добывался из корневищ растения марены, произрастающей не только на юге, как указывает специальная литература, но и в средней части России — в Уфимской губернии.
Крапп-лаки были известны в глубокой древности, ими часто, в том числе и наши крестьяне, красили ткани в кумачевый цвет. Пигмент этот достаточно прочен, но способен желатинизироваться при длительном хранении, будучи стертым на олифе. В слабых растворах с цинковыми белилами крапп-лак на солнце выгорает.
К и н о в а р ь. Иногда ее неправильно называют «вермильон». Слово вермильон произошло от латинского слова вермикулус, т.е. червь, а из червей (насекомые кашениль) добывалась другая красная краска – кармин, так что вермильоном правильнее называть кармин.
Киноварь бывает натуральная, представляющая собою кристаллическую разновидность сернистой ртути и синтетическая цветовая имитация киновари, вырабатываемая из каменноугольных смол.
Натуральная киноварь в настоящее время крайне дефицитный пигмент, очень тяжелый (объемный вес около 3,5-4,0), в природе встречается в виде ртутной руды.
Имитации киновари довольна разнообразны: наиболее прочным будет так называемый пигмент алый (литоль-шарлах).
Киновари посвящены многочисленные исследовательские работы, вызванные отрицательным свойством киновари в смеси с маслом, а особенно с лаками темнеет при действии света.
Баканы —под баканами в технике понимают красные пигменты различных оттенков, полученные в результате прочного осаждения органического или синтетического красителя на какое-либо белое основание (мел, каолин, блан-фике и т. д.).
Зеленые пигменты —часто употребляемыми зелеными пигментами являются в настоящее время четыре: окись хрома, изумрудная зелень, ярь-медянка и кобальт зеленый.
Окись хрома — один из очень прочных пигментов. Производство хромовых зеленей основано на раскислении хромовых солей, и главным образом, хромпика.
Окись хрома пригодна для любых видов работ, вплоть до работы по фарфору и изготовлению цветных стекол. Окись хрома хороший полирующий материал.
Изумрудная зелень представляет собой водную окись хрома. Процесс изготовления ее очень сложен; в состав входит хромпик и борная кислота. Пигмент этот красивый, очень прочный, но при прокаливании теряет воду, а вместе с тем и яркость цвета, обращаясь в обычную окись хрома.
3.Ярь-медянка—пигмент зелено-синего цвета, химический состав его—основные уксусно-медные соли. Характерным отличием яри является полная растворимость в нашатырном спирте, в слабой азотной кислоте без шипения (шипение указываем на подмесь мела). Медянка ядовита, чернеет от сероводорода, рекомендуется как пигмент для масляных красок, но может применяться в клеевых водных колерах.
Синие пигменты. Ультрамарин —один из самых распространенных пигментов, применяемых при вышпаровывании фона лепных гипсовых украшений при позолоте их рельефа.
Ультрамарин бывает двух видов—настоящий, вырабатываемый из лазуревого камня (ляпис-лазурь) и искусственный, получаемый очень сложным заводским способом из ряда материалов, ничем не похожих на синий ультрамарин (каолин, сера, уголь, пек, глауберова соль и т. д.).
Ультрамарин часто фальсифицируют, окрашивая белые пигменты синими красителями или смешивая их с парижской лазурью.
Старые мастера до сих нор ультрамарин называют кобальтом, так как до массового изготовления искусственного ультрамарина пигменты, изготовляемые на основе солей кобальта, носили название «синий кобальт».
Как показывают исследования синих стекол и эмалей, соли кобальта в качестве основания для составления различных красок были известны в глубокой древности в Китае и Египте. (Кобальтовые стекла в пирамидах Египта и гробницах Китая.)
Среди пигментов с достаточным основанием пользуется известностью1 лазурь, называемая иногда парижская лазурь или синь Милори.
Лазурь продается обычно сухая в кусках, реже порошком или тертая на масле, но при длительном хранении последняя несколько густеет и тянется. Применение лазури в водных колерах нецелесообразно. В смешении с желтым кроном лазурь продается под названием «зеленый крон». Так как оба пигмента не щелочно-устойчивы, то неустойчив к щелочам (извести) и этот крон.
Коричневые пигменты. Наиболее распространенным и часто употребляемым коричневым пигментом является умбра, причем настоящая умбра — это природный минеральный пигмент, состоящий из глинистого вещества с большим содержанием железных и марганцевых окислов.
Умбра получается путем измельчения, помола и отмучивания. В результате обжига получается так называемая жженая умбра с красноватым оттенком.
Умбра очень прочный пигмент, быстро сохнет в соединении с маслом, благодаря наличию в ней марганцевых окислов. С другими пигментами смешение умбры не противопоказано; она безвредна для здоровья, может быть применена во всех видах работ. Умбру, особенно жженую, часто фальсифицируют смесью охры с сажей и мумией.