Пигменты и красители
Все красящие вещества делятся на две отличные друг от друга группы: пигменты и красители.
В технике принято считать пигментом красящее вещество, не растворяющееся в той жидкости, с которой оно составляется (пример — охра в воде или масле), после того как состав будет некоторое время оставлен в покое, пигмент отделится (отслоится) от жидкости и жидкость не будет окрашена в цвет пигмента, а сохранит свой, присущий ей цвет. В технике принято считать пигментом красящее вещество, не растворяющееся в той жидкости, с которой оно составляется (пример — охра в воде или масле), после того как состав будет некоторое время оставлен в покое, пигмент отделится (отслоится) от жидкости и жидкость не будет окрашена в цвет пигмента, а сохранит свой, присущий ей цвет. Капля колера (пигмента, замешанного на воде), упав на фильтровальную бумагу, окрасит ее только в точке падения, кругом же расплывется лишь сырое пятно. Иное получается с красителем. Красителем называют красящее вещество, растворяющееся в жидкости, с которой его составляют (пример— фуксин и вода). Если оставить раствор на неопределенное время, отслоения красителя от жидкости не произойдет, а если частично и обнаружится, то это говорит только о том, что или в красители были посторонние примеси, или составлен перенасыщенный раствор. Капля этого состава, упав на фильтровальную бумагу, окрасит ее не только в месте падения, а расплывется окрашенным сырым пятном.
Пигменты предназначены для поверхностной окраски; в смеси с веществом и связывающим мельчайшие частицы пигмента образуют сравнительно прочную пленку того или иного цвета.
Красители окрашивают предмет, проникая более или менее глубоко во внутрь его. Красители для дерева называются «протравами».
Пигменты по происхождению делятся на: 1) земляные или ми – игральные, 2\ животные и 3) растительные; по способу обработки и изготовления – на естественные и искусственные. Естественные пигменты получаются непосредственно из природы в своем цвете и подвергаются на заводах только очистке от посторонних примесей и размельчению (помолу).
Искусственные пигменты изготовляются путем химических соединений и длительной сложной обработки веществ, по цвету часто ничего общего не имеющих с окончательным продуктом (пример, ультрамарин изготовляется из смеси каолина, соды, глауберовой соли, серы, угля и т. д. при обжиге в особых печах; парижская синяя получается из смешения раствора желтой соли, окислов железа с раствором желтой кровяной соли).
Пленкообразующие составы, с которыми смешивается пигмент, могут быть водные (клеевые растворы) и неводные (масляные, лаковые), а потому и пигменты делятся на пигменты, годные только для смешения только с неводными составами (сажа, ярь-медянка и др.).
Пигменты, кроме того, можно классифицировать по цвету (красные, синие, зеленые и т. д.), или по химическому содержанию – по химической основе (пигменты железных окислов, свинцовых или медных солей) и т. д.
Свойства пигментов. Для обращения с красками и колерами, которые составлены из пигментов и связующих, необходимо знать свойства пигментов, как общие так и присущие данному пигменту. Незнание свойств часто приводит к тому, что прекрасного качества пигмент, неправильно использованный, приводит к производственному браку.
Пигменты характеризуются, прежде всего, цветом, т. е. способностью поглощать и отражать те или иные лучи солнечного света.
Пигменты могут или изменяться от действия падающего на них света, или оставаться в цветовом отношении без изменений, последнее свойство называется с в е т о у с т о й ч и в о с т ь. Почти все пигменты минерального происхождения (охра, мумия, умбра, кобальт) светоустойчивы и, наоборот, большинство пигментов органического происхождения – несветостойки. Пигменты несветостойкие могут или терять свой цвет «выгорать» (свинцовый сурик) или, наоборот, чернеть (литопоны, киноварь) от влияния света, а также темнеть, желтеть от темноты и восстанавливать свой цвет в темноте (киноварь). Это свойство пигментов определяется сравниванием части полос окрашенных пигментов в различных степенях разбела (пигмент+белила) и подвергнутых облучению прямыми лучами солнца или кварцевой лампы, с частью этих же полос, плотно закрытых от облучений черным сукном или бумагой.
Есть ряд пигментов, которые меняют свой цветовой тон от влияний некоторых газов, так например, пигменты свинцового и медного происхождения темнеют от действия сероводорода. Сероводород имеется в помещениях, где постоянно бывает большое количество людей (казармы, аудитории и т. д.), а также в некоторых производственных помещениях и даже в воздухе промышленных районов города.
Очевидно, смешивание пигментов, реагирующих на серу и ее соединения нецелесообразно с пигментами, в которые сера входит составной частью (смешения литопона с желтым свинцовым кроном, свинцовых белил с ультрамарином и т. п.).
В некоторых случаях важны свойства пигмеи ни: па действие кислот и щелочей.
Пигменты характеризуются, кроме того, способностью окрашивать в свой цвет другие пигменты. Эту способность называют красящей способностью или интенсивностью пигмента и в большинстве случаев она определяется соотношением количеств пигмента к количеству белил, при которых пигмент виден в белилах. Свинцовый сурик не интенсивный пигмент, т.к. 1 грамм сурика уже не заметен в 17 граммах белил, а парижская лазурь еще окрашивает белила в синий цвет в соотношениях 1:1000. Есть очень интенсивные пигменты, выдерживающие соотношения 1:2000 и более (органические пигменты). Интенсивные пигменты обычно цельными не применяются, а добавляются в белила и другие колеры, непременно разведенными в воде или в скипидаре, т.к. незначительная крупинка, не разбитая и не перемешанная с основной массой колера, при растушевке даст цветную полоску.
Пигменты еще характеризуются способностью образовывать той или иной прозрачности пленку. Эта способность называется кроющей способностью или укрывистостью. Измеряется она количеством пигмента, необходимого для закрытия в смеси со связующим, 1 кв.м. нижележащей цветной поверхности.
Обычно пигменты, обладающие большой красящей способностью, мало укрывисты или, как говорят, лессировочны, т.е. сквозь их пленку просвечивает нижележащий цвет.
В позолотном деле и в покрытии эмалями важным качеством будет тонкость помола пигментного порошка. Тонкость помола определяется просеиванием пигмента через различной частоты сита. Для большинства пигментов требуется, чтобы через сито с 3600 отверстий на 1 кв.см. просеивалось не менее 98% пигмента. Есть пигменты, к которым по ГОСТу требуется просеивание через особые сита с 10 и 16 тыс. отверстий на 1 кв.см.
Опытные мастера определяют тонкость помола прощупыванием пигмента между пальцами. Пигменты с грубым помолом при шлифовке и полировке не создают полированной поверхности. Некоторые пигменты (особенно кристаллического строения) при очень тонком помоле теряют красоту цветового тона.
Объемный вес пигмента позволяет отличать равно-цветные пигменты по их происхождению, сажа в 3-5 раз легче черни, свинцовые белила в 3-4 раза тяжелее цинковых и т.д.
Определяется объемный вес пигмента — весом 1 литра порошкообразного пигмента.
Надо помнить при работе с пигментами, что некоторые из них ядовиты. Почти все пигменты свинцового, медного, мышьякового, ртутного происхождения, а также некоторые растительные (гумми-гут) попадая в организм человека, вызывают отравления.