Сусальное золото

Пигменты и красители

Пигменты и красители

Все красящие вещества де­лятся на две отличные друг от друга группы: пигменты и кра­сители.

В технике принято считать пигментом красящее вещество, не растворяющееся в той жидкости, с которой оно составляется (пример — охра в воде или масле), после того как состав будет некоторое время оставлен в покое, пигмент отделится (отслоится) от жидкости и жидкость не будет окрашена в цвет пигмента, а со­хранит свой, присущий ей цвет. В технике принято считать пигментом красящее вещество, не растворяющееся в той жидкости, с которой оно составляется (пример — охра в воде или масле), после того как состав будет некоторое время оставлен в покое, пигмент отделится (отслоится) от жидкости и жидкость не будет окрашена в цвет пигмента, а со­хранит свой, присущий ей цвет. Капля колера (пигмента, замешан­ного на воде), упав на фильтровальную бумагу, окрасит ее только в точке падения, кругом же расплывется лишь сырое пятно. Иное получается с красителем. Красителем называют красящее вещество, растворяющееся в жидкости, с которой его составляют (пример— фуксин и вода). Если оставить раствор на неопределен­ное время, отслоения красителя от жидкости не произойдет, а если частично и обнаружится, то это говорит только о том, что или в красители были посторонние примеси, или составлен перенасыщенный раствор. Капля этого состава, упав на фильтровальную бумагу, окрасит ее не только в месте падения, а расплывется окрашенным сырым пятном.

Пигменты предназначены для поверхностной окраски; в смеси с веществом и связывающим мельчайшие частицы пигмента обра­зуют сравнительно прочную пленку того или иного цвета.

Красители окрашивают предмет, проникая более или менее глубоко во внутрь его. Красители для дерева называются «протравами».

Пигменты по происхождению делятся на: 1) земляные или ми – игральные, 2\ животные и 3) растительные; по способу обработки и изготовления – на естественные и искусственные. Естественные пигменты получаются непосредственно из природы в своем цвете и подвергаются на заводах только очистке от посторонних примесей и размельчению (помолу).

Искусственные пигменты изготовляются путем химических соединений и длительной сложной обработки веществ, по цвету часто ничего общего не имеющих с окончательным продуктом (пример, ультрамарин изготовляется из смеси каолина, соды, глау­беровой соли, серы, угля и т. д. при обжиге в особых печах; па­рижская синяя получается из смешения раствора желтой соли, окислов железа с раствором желтой кровяной соли).

Пленкообразующие составы, с которыми смешивается пиг­мент, могут быть водные (клеевые растворы) и неводные (масля­ные, лаковые), а потому и пигменты делятся на пигменты, годные только для смешения только с неводными составами (сажа, ярь-медянка и др.).

Пигменты, кроме того, можно классифицировать по цвету (красные, синие, зеленые и т. д.), или по химическому содержанию – по химической основе (пигменты железных окислов, свин­цовых или медных солей) и т. д.

Свойства пигментов. Для обращения с красками и колерами, которые составлены из пигментов и связующих, необхо­димо знать свойства пигментов, как общие так и присущие дан­ному пигменту. Незнание свойств часто приводит к тому, что прекрасного качества пигмент, неправильно использованный, приводит к производственному браку.

Пигменты характеризуются, прежде всего, цветом, т. е. спо­собностью поглощать и отражать те или иные лучи солнечного света.

Пигменты могут или изменяться от действия падающего на них света, или оставаться в цветовом отношении без изменений, последнее свойство называется с в е т о у с т о й ч и в о с т ь. Почти все пигменты минерального происхождения (охра, мумия, умбра, кобальт) светоустойчивы и, наоборот, большинство пигментов органического происхождения – несветостойки. Пигменты несветостойкие могут или терять свой цвет «выгорать» (свинцовый сурик) или, наоборот, чернеть (литопоны, киноварь) от влияния света, а также темнеть, желтеть от темноты и восстанавливать свой цвет в темноте (киноварь). Это свойство пигментов определяется сравниванием части полос окрашенных пигментов в различных степенях разбела (пигмент+белила) и подвергнутых облучению прямыми лучами солнца или кварцевой лампы, с частью этих же полос, плотно закрытых от облучений черным сукном или бумагой.

Есть ряд пигментов, которые меняют свой цветовой тон от влияний некоторых газов, так например, пигменты свинцового и медного происхождения темнеют от действия сероводорода. Серо­водород имеется в помещениях, где постоянно бывает большое ко­личество людей (казармы, аудитории и т. д.), а также в некоторых производственных помещениях и даже в воздухе промышленных районов города.

Очевидно, смешивание пигментов, реагирующих на серу и ее соединения нецелесообразно с пигментами, в которые сера входит составной частью (смешения литопона с желтым свинцовым кро­ном, свинцовых белил с ультрамарином и т. п.).

В некоторых случаях важны свойства пигмеи ни: па действие кислот и щелочей.

Пигменты характеризуются, кроме того, способностью окрашивать в свой цвет другие пигменты. Эту способность называют красящей способностью или интенсивностью пигмента и в большинстве случаев она определяется соотношением количеств пигмента к количеству белил, при которых пигмент виден в белилах. Свинцовый сурик не интенсивный пигмент, т.к. 1 грамм сурика уже не заметен  в 17 граммах белил, а парижская лазурь еще окрашивает белила в синий цвет  в соотношениях 1:1000. Есть очень интенсивные пигменты, выдерживающие соотношения 1:2000 и более (органические пигменты). Интенсивные пигменты обычно цельными не применяются, а добавляются в белила и другие колеры, непременно разведенными в воде или в скипидаре, т.к. незначительная крупинка, не разбитая и не перемешанная с основной массой колера, при растушевке даст цветную полоску.

Пигменты еще характеризуются способностью образовывать той или иной прозрачности пленку. Эта способность называется  кроющей способностью или укрывистостью. Из­меряется она количеством пигмента, необходимого для закрытия в смеси со связующим, 1 кв.м. нижележащей цветной поверхности.

Обычно пигменты, обладающие большой красящей способностью, мало укрывисты или, как говорят, лессировочны, т.е. сквозь их пленку просвечивает нижележащий цвет.

В позолотном деле и в покрытии эмалями важным качеством будет тонкость помола пигментного порошка. Тонкость помола определяется просеиванием пигмента через различной частоты сита. Для большинства пигментов требуется, чтобы через сито с 3600 отверстий на 1 кв.см. просеивалось не менее 98% пигмента. Есть пигменты, к которым по ГОСТу требуется просеивание через особые сита с 10 и 16 тыс. отверстий на 1 кв.см.

Опытные мастера определяют тонкость помола прощупыва­нием пигмента между пальцами. Пигменты с грубым помолом при шлифовке и полировке не создают полированной поверхности. Некоторые пигменты (особенно кристаллического строения) при очень тонком помоле теряют красоту цветового тона.

Объемный вес пигмента позволяет отличать равно-цветные пигменты по их происхождению, сажа в 3-5 раз легче черни, свинцовые белила в 3-4 раза тяжелее цинковых и т.д.

Определяется объемный вес пигмента — весом 1 литра порош­кообразного пигмента.

Надо помнить при работе с пигментами, что некоторые из них ядовиты. Почти все пигменты свинцового, медного, мышьякового, ртутного происхождения, а также некоторые растительные (гумми-гут) попадая в организм человека, вызывают отравления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *