Сусальное золото

Разновидности пигментов

Белые пигменты для неводных составов называются бели­лами.

Цинковые белила (окись цинка) представляют собой особый тонкий порошок белого цвета, удельного веса 5,61. Объем­ный вес 0,6—0,9, т. е. 1 литр сухих цинков весит —600—900 грам­мов.
Цинковые белила не изменяют своего цвета от действия све­та, щелочей и сероводорода, растворяются без шипения в 10% азотной или соляной кислоте, сильное шипение указывает на при­месь мела, снижающего качество белил.

Хранить сухие цинковые белила надо в закрытых сосудах, так как от действия углекислоты, воды и воздуха они переходят ча­стично в углекислый цинк кристаллического строения и становят­ся менее укрывистыми.

В продаже цинковые белила делятся по сортам № 2, № 1, № 0, № 00, которые отличаются наличием в белилах наполнител­я,— тяжелого шпата. Продают обычно белила уже тертые на олифе.

Литопон. — Литопонные белила одни из самых распро­страненных белил.
Литопон — продукт сложный заводской обработки сернисто­го цинка и сернокислого бария. Большим количеством сернистого цинка определяется лучшее качество литопона. Удовлетворительны­е литопонные белила содержат около 30% сернистого цинка. Невзирая на сложность выработки, ввиду дешевизны сырья, лито­понные белила дешевы, но страдают рядом существенных недо­статков:

На свету сереют и даже чернеют вследствие недостаточного удаления при фабрикации хлора (хлористого цинка).
В темноте восстанавливают белизну, но желтеют.
Нестойки к атмосферным влияниям и в частности к сырости.
Их нельзя смешивать с пигментом свинцового или медного происхождения.
Отличить литопон от других белил можно воздействием на него раствором соляной кислоты, в результате чего выделяется сероводород (запах тухлых яиц).

Литопон целесообразно применять для подготовительных опе­раций при покрытии цинковыми белилами. 1 литр сухих литопонных белил весит 900—1500 г.

Титановые белила. Чистые титановые белила по сво­ему составу представляют белый, тонкий порошок, обладающий большой кроющей силой, стойки к атмосферным влияниям, дейст­вию кислот и сероводороду, не ядовиты. Обычно титановые белила содержат добавки наполнителя: окись цинка или сернокислый ба­рий. Титановые белила в соединении с другими пигментами спо­собствуют их выцветанию на солнце.
Черные пигменты. Сажа – продукт неполного сгорания минеральных масел или газа при недостатке воздуха, когда обра­зуется коптящее пламя. Сажа, полученная от сгорания минеральных масел и, недостаточно обработанная, часто содержит в себе примеси этого масла, препятствующие высыханию краски, изготов­ленной на олифе.

Определение качества сухой сажи производится 10% раство­ром каустической соды, — облитая проба не должна окрашивать раствор в коричневый цвет.

Сажа очень легкий пигмент: 1 литр сухой лучшей сажи весит 0,06 кг. Она очень укрывиста, обладает большой способностью окрашивать в свой цвет другие пигменты. Сажа идет в масляные составы, для водных составов применяют черни и пиролюзит.

Черни – продукт неполного сгорания, при недостатке воз­духа, органических веществ костей, пробки, виноградных жмых и даже торфа.

Пиролюзит — природная черная марганцевая руда, обла­дающая, в отличие от сажи, способностью ускорять высыхание олифы, поэтому пиролюзит имеет применение и в масляных соста­вах.

Сажу от черней и пиролюзита легко отличить по весу и на ощупь: сажа на ощупь бархатиста, мелка и как бы жирна, черни же и пиролюзит — сухи и колки.

Графит. Под этим определением понимается группа минера­лов, являющихся разновидностью углерода, цвета от серебристо-серого до черного с блеском; характерной особенностью его яв­ляется исключительная непрозрачность и чешуйчатое строение. Гра­фит на ощупь жирен, в куске колется в одном направлении, мягок – пишет по бумаге, а отсюда и его название (графо – по-гречески – пишу).

Встречается графит в природе внутри земной коры, в виде жил, отдельных скоплений и пр. У нас в России залежи графита многочисленны, особенно известно Алиберовское месторождение по при­току реки Енисея — реке Курейке, на Урале.

Получается графит также искусственно при сухой перегонке каменного угля, так называемый «ретортный». Графит в позолот­ном деле применяется как добавка в полимент и в краску под се­ребрение.

Желтые п и г м е и т ы. Охра — исключительно распростра­ненный пигмент в различного вида отделочных работах ввиду ее повсеместного распространения и легкости добычи. Это различные глины, окрашенные окислами железа. Цвет охр бывает бледно- желтый, золотисто-желтый и даже коричневый. В охре, как зем­ляном пигменте, могут быть примеси гипса, мела, окислов марган­ца и органических веществ. Хорошая природная охра легко расти­рается и красит довольно прочно пальцы. Будучи накалена на ог­не, она краснеет и получает название черляди.

Охра очень прочный пигмент, светостойкий, щелочестойкий, обладает хорошей кроющей силой, в воде совершенно не раство­ряется. Объемный вес 0,6—0,8.

Обработка добытой породы сводится к помолу и отмучиванию.

Красочной промышленностью вырабатываются искусственные охры, превосходящие по окраске самые лучшие сорта природных охр. Этот пигмент носит название — марс. Марсы по цвету мо­гут быть желтые, оранжевые, красные, коричневые и фиолетовые. Марс — пигмент очень прочный во всех отношениях, но с маслом мало укрывист.

Крон ж е л т ы й свинцовый получается в результате обработки растворов свинцовых солей растворами хромпика и, в зависимости от способа обработки, дает богатую гамму желтых тонов от светло-лимонных до оранжевых. Пигменты эти, — как и все свинцовые пигменты, нестойки к сернистым влияниям, особен­но кроны светлых тонов; некоторые виды его несветостойки, на свету зеленеют. Свинцовый крон стоек к атмосферным влияниям, частично растворяется в щелочах, образуя красный осадок, переходящий затем в зеленоватый. Свинцовые кроны ускоряют пленко-образование (высыхание) олифы.

Свинцовый крон – тяжелый пигмент.

Ц и н к о в ы й к р о н ­– в отличие от свинцового – пигмент легкий, получается в результате обработки углекислого цинка хромовой кислоты. В зависимости от способов изготовления оттенки цинкового крона различны, наиболее ценным считается чистый лимонно-желтый. От сернистых влияний цинковый крон не чернеет, обладает хорошей кроющей силой, но нестоек к атмосферным влияниям.

Позолотчики часто применяют крон в подстилочный слой под позолоту. Как видно из свойств того или другого крона, рекомендовать их для этого нельзя; целесообразной подсветкой будет охра золотистая, как наиболее стойкий пигмент. Если цвет охры не удовлетворяет мастера, то может быть рекомендована так называемая ж е л т а я с т р о н ц и а н о в а я. Пигмент этот лимонно-желтого цвета более яркого красивого оттенка, чем крон цинковый и более стойкий, чем любой крон.

В настоящее время лакокрасочной промышленностью освоено изготовление очень красивого желтого пигмента различных оттенков, включая оранжевый и красный, так называемого к а д м и я.

Отличить кадмий от других схожих с ним пигментов можно нагреванием его в 10% растворе соляной кислоты, в результате чего происходит обесцвечивание пигмента и выделение газов сероводорода и селенистого водорода; последний имеет запах горькой редьки.

Кадмий менее пригоден в водных растворах, а поэтому его не следует рекомендовать для вышпаровки фона позолоченных гипсовых лепных украшений.

К р а с н ы е п и г м е н т ы. Сурики, как и кроны имеют два вида:

С у р и к с в и н ц о в ы й и С у р и к ж е л е з н ы й. Если крон цинковый можно получить прокаливанием свинцовых белил и происхождение его, если верить древним историкам (Плинию), обязано пожару Афинского Пирея, когда под действием огня свинцовые белила обратились в красную краску. Обладая всеми недостатками свинцовых пигментов (ядовитость, почернение от сернистых влияний и т.д.), сурик, кроме того, бледнеет на воздухе, при соприкосновении с органическими веществами, а также теряет красочную силу от тщательного растирания, при длительном хранении стертый на масле твердееет, отдавая часть кислорода олифе. Заготовлять тертый на олифе сурик «впрок» нельзя.
В настоящее время свинцовый сурик встречается чаще свин­цовых белил, что позволяет его рекомендовать для первых грунто­вок в жестких атмосферных условиях при позолоте по металлу, имея ввиду его свойство’ предохранять железо от ржавления (антикоррозийность). Цвет свинцового сурика—оранжевый (апельсиновый).

Сурик железный — тонко молотая железная руда, где окиси железа находится до 95%. Железный сурик — прочный пиг­мент, хорошо кроющий и достаточно интенсивный, так же как и свинцовый, но в меньшей степени, обладает способностью предо­хранять железо от ржавления.

Цвет железного сурика тёмно-красный (кирпичный). Часто в продаже встречается искусственный железный сурик, как побочный продукт в серно-кислотном производстве, в этом сурике имеются остатки серной кислоты, разъедающие железо.

Существует очень много как естественных, так и искусствен­ных пигментов железного происхождения, где основной частью яв­ляются окись железа и те или иные добавки (сернокислый кальций, окись алюминия). В зависимости от рода добавок, их количества и способа обработки, пигменты эти имеют цвет от светло-розовых до темно-фиолетовых и носят название мумии, английская красная, венецианская красная, красный марс, индийская красная, капут- мортуум, кровавик и т. д. Все они не особенно ярки, но достаточно прочны.

Из дорогих декоративных пигментов большой распространен­ностью пользуется крапп-лак — пигмент вишнево-красного цвета, очень интенсивный; ничтожные добавки его окрашивают белила в красивый розовый цвет.

Ранее крапп -лак добывался из корневищ растения марены, произрастающей не только на юге, как указывает специальная литература, но и в средней части России — в Уфимской губернии.

Крапп-лаки были известны в глубокой древ­ности, ими часто, в том числе и наши крестьяне, красили ткани в кумачевый цвет. Пигмент этот достаточно прочен, но способен желатинизироваться при длительном хранении, будучи стертым на олифе. В слабых растворах с цинковыми белилами крапп-лак на солнце выгорает.

К и н о в а р ь. Иногда ее неправильно называют «вермильон». Слово вермильон произошло от латинского слова вермикулус, т.е. червь, а из червей (насекомые кашениль) добывалась другая красная краска – кармин, так что вермильоном правильнее называть кармин.

Киноварь бывает натуральная, представляющая собою кристаллическую разновидность сернистой ртути и синтетическая цветовая имитация киновари, вырабатываемая из каменноугольных смол.

Натуральная киноварь в настоящее время крайне дефицитный пигмент, очень тяжелый (объемный вес около 3,5-4,0), в природе встречается в виде ртутной руды.

Имитации киновари довольна разнообразны: наиболее прочным будет так называемый пигмент алый (литоль-шарлах).

Киновари посвящены многочисленные исследовательские работы, вызванные отрицательным свойством киновари в смеси с маслом, а особенно с лаками темнеет при действии света.

Баканы —под баканами в технике понимают красные пиг­менты различных оттенков, полученные в результате прочного осаждения органического или синтетического красителя на какое-либо белое основание (мел, каолин, блан-фике и т. д.).

Зеленые пигменты —часто употребляемыми зелеными пигментами являются в настоящее время четыре: окись хрома, изумрудная зелень, ярь-медянка и кобальт зеленый.

Окись хрома — один из очень прочных пигментов. Про­изводство хромовых зеленей основано на раскислении хромовых солей, и главным образом, хромпика.
Окись хрома пригодна для любых видов работ, вплоть до ра­боты по фарфору и изготовлению цветных стекол. Окись хрома хо­роший полирующий материал.

Изумрудная зелень представляет собой водную окись хрома. Процесс изготовления ее очень сложен; в состав вхо­дит хромпик и борная кислота. Пигмент этот красивый, очень прочный, но при прокаливании теряет воду, а вместе с тем и яр­кость цвета, обращаясь в обычную окись хрома.
3.Ярь-медянка—пигмент зелено-синего цвета, химический состав его—основные уксусно-медные соли. Характерным отличи­ем яри является полная растворимость в нашатырном спирте, в слабой азотной кислоте без шипения (шипение указываем на под­месь мела). Медянка ядовита, чернеет от сероводорода, рекомен­дуется как пигмент для масляных красок, но может применяться в клеевых водных колерах.

Синие пигменты. Ультрамарин —один из самых рас­пространенных пигментов, применяемых при вышпаровывании фо­на лепных гипсовых украшений при позолоте их рельефа.

Ультрамарин бывает двух видов—настоящий, вырабатываемый из лазуревого камня (ляпис-лазурь) и искусственный, получаемый очень сложным заводским способом из ряда материалов, ничем не похожих на синий ультрамарин (каолин, сера, уголь, пек, глаубе­рова соль и т. д.).

Ультрамарин часто фальсифицируют, окрашивая белые пиг­менты синими красителями или смешивая их с парижской лазурью.

Старые мастера до сих нор ультрамарин называют кобаль­том, так как до массового изготовления искусственного ультрама­рина пигменты, изготовляемые на основе солей кобальта, носили название «синий кобальт».

Как показывают исследования синих стекол и эмалей, соли кобальта в качестве основания для составления различных красок были известны в глубокой древности в Китае и Египте. (Кобаль­товые стекла в пирамидах Египта и гробницах Китая.)

Среди пигментов с достаточным основанием пользуется из­вестностью1 лазурь, называемая иногда парижская лазурь или синь Милори.

Лазурь продается обычно сухая в кусках, реже порошком или тертая на масле, но при длительном хранении последняя не­сколько густеет и тянется. Применение лазури в водных колерах нецелесообразно. В смешении с желтым кроном лазурь продается под названием «зеленый крон». Так как оба пигмента не щелочно-устойчивы, то неустойчив к щелочам (извести) и этот крон.

Коричневые пигменты. Наиболее распространенным и часто употребляемым коричневым пигментом является умбра, причем настоящая умбра — это природный минеральный пигмент, состоящий из глинистого вещества с большим содержанием желез­ных и марганцевых окислов.

Умбра получается путем измельчения, помола и отмучивания. В результате обжига получается так называемая жженая умбра с красноватым оттенком.

Умбра очень прочный пигмент, быстро сохнет в соединении с маслом, благодаря наличию в ней марганцевых окислов. С други­ми пигментами смешение умбры не противопоказано; она безвредна для здоровья, может быть применена во всех видах работ. Умб­ру, особенно жженую, часто фальсифицируют смесью охры с са­жей и мумией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *